Библиотека — это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное — этот потенциал раскрыть.
В системе информационного сопровождения педагогической деятельности важная роль отводится школьной библиотеке. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне образовательные и воспитательные функции. Цифровизация в деятельности библиотеки стоит одной из главных задач в планировании на 2019 год, поэтому нам необходимо учится, обеспечивая активное вовлечение в библиотеку нового поколения читателей, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации.
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
I. Краткая справка о библиотеке
Библиотека расположена на 2 этаже и занимает один кабинет площадью 150 м2
В библиотеке оборудованы АРМ (автоматизированное рабочее место) библиотекаря и зоны для читателей: абонемент, зона читального зала на 20 посадочных мест, зона с 6 компьютерами для пользователей интернета.
Читальный зал библиотеки занимает помещение, смежное с абонементом библиотеки. В читальном зале находятся 10 выставочных стеллажей, освещающие важные информационные события. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Организуют работу библиотеки 2 человека. Заведует библиотекой Льдетаева М.Х, Второй библиотекарь —Ашенова Д.Т. Оба библиотекаря с высшим педагогическим образованием .
В библиотеке созданы условия для психологического комфорта, ощущение покоя и уюта. Оформлены красочные тематические выставки, приобретены необходимые энциклопедии, справочники, научно-популярная, методическая, художественная литература, периодические печатные издания , собран богатый накопительный материал и оформлены папки по определенным темам. Используются различные формы работы: книжные выставки, библиотечные уроки, беседы, обзоры книг, оформление стендов, викторины. Работа ведется т в тесном контакте с учителями, регулярно оказывает помощь при подборе материалов и подготовке к различным школьным мероприятиям, будь то олимпиады, научные конференции, предметные недели, открытые уроки, классные часы, воспитательные мероприятия. Оказывается помощь в подготовке рефератов, сообщений, сочинений, научных проектов.
Занимается подборкой литературы, газетных и журнальных статей по основным направлениям воспитательной работы. К каждому школьному мероприятию оформляется книжная выставка и составляется список рекомендуемой литературы. Накоплен и систематизирован большой информационный материал по истории, краеведению, культуре , науке, искусству Казахстана, Астаны и других регионов. Ежегодно на заседаниях педагогических советов освещаются вопросы обеспеченности учащихся учебниками, сохранности фондов.
Постоянно отслеживаются различные педагогические «нововведения», идеи и эксперименты, выискивается дополнительная информация и предоставляется различного рода справочные материалы и представляется информация о них преподавателям школы. Особое внимание уделяется информационно-библиографической работе.
Устанавлены и поддерживаются связи с другими библиотеками города.
Режим работы библиотеки — 6 рабочих дней с выходным в воскресенье. Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы- лицея.
Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
— обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
— привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
— привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
— привлечение к чтению художественной литературы
В процессе успешно ведется работа над программой «Е-kitaphana», электронной цифровизации (занесен весь учебный фонд)
— внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;
— расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий.
II. Содержание и организация работы по обслуживанию читателей.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о школьной библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой школы-лицея № 59».
В целях учета библиотечно-библиографического обслуживания ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, количестве посещений, объеме книговыдач и распределении по отраслям знаний.
В библиотеке выделены следующие группы читателей :
• Учащихся 1-4 классов — 812 человек
• Учащихся 5-7 классов – 452 человека
• Учащихся 8 — 11классов – 312 чел
• Учителей – 184
• Прочих – 20 чел.
Всего читателей: 1780 чел.
Библиотечные показатели:
Общий книжный фонд-81383 экз
Из них:
Учебников- 73387 экз
Художественной литературы- 7518 экз
Электронные книги-348 экз
Методики- 130 экз
Количество периодических изданий, выписанных на текущий год-16
Читателей -2530
Посещений -8278
Книговыдача- 15536
Всего в нашей школе обучаются 4020 учащихся.
Положительная динамика стала возможной благодаря поступлению в библиотеку новых изданий, а так же проводимой работе по пропаганде чтения.
Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. На графиках (рис. 3,4) хорошо видно, что наибольшую активность проявили учащиеся 1-5 и 8 классов.
Требуют повышенного внимания читатели библиотеки 9-11 классов. Дети посещают библиотеку эпизодически, по заданию учителей литературы, биологии и истории. По собственной инициативе читают малый % детей. Привлечь детей в библиотеку возможно с помощью новых изданий, и наша библиотека из года в год пополняется новой детской художественной литературой.
Желательно было бы пополнить фонд современной классической и научно-популярной литературой.
Наиболее значимыми мероприятиями, которые организовала библиотека школы, стали следующие: «Кітапты күтіп ұстайық», «Книга- лучший друг»«Оқырман қатарына қабылдау»-с целью сохранения книжного фонда и бережного обращения с книгами, ознакомительные беседы с учащимися, обзоры книг писателей-юбиляров. При их проведении эффективно используются слайд-презентации, видеоролики. Проводимые мероприятия направлены на популяризацию чтения и библиотеки, воспитание культуры чтения.
Старшие читатели библиотеки отдают предпочтение литературе по школьной программе и периодическим изданиям, однако, вне классики, читают очень мало.
Для читателей были организованы обзор литературы, оформлены книжные выставки ко всем знаменательным датам.
Наиболее спрашиваемая литература – детская, программная художественная и периодическая.
К сожалению, из-за небольших поступлений новой методической литературы снизилась ее обращаемость. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями.
Электронные материалы накапливаются в фонде библиотеки, но при наличии Интернета найти нужный материал не является проблемой.
Информационно-библиографическая и справочная работа библиотеки.
Продолжается работа по формированию электронного и систематического внедрения каталогов, картотек статей.
В течение года от читателей поступают запросы различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов, сообщений и докладов к урокам, при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятии и школьных методических объединений. Но и здесь все больше и больше читатели обращаются к интернету.
В целях воспитания информационно-библиографической культуры в течение года проводятся библиотечные уроки. В течение года проводятся ознакомительные экскурсии по библиотеке для учащихся и уроки повышения библиотечкой грамотности.
Постоянно действующие книжные выставки :
«Күш- білімде»
«Мерейтой иелері»
«Абай-дара, Абай –дана қазақта»
«Алтын жүрек анамыз»
«Балаларға базарлық»
«Менің Отаным- Қазақстаным»
«Ата-баба дәстүрін сақтайық»
«Денсаулық- зор байлық»
«Жаңа кітіаптар»
Были подготовлены следующие тематические книжные выставки-просмотры с обзором книг материала и подготовлены рекомендательные списки литературы по темам.