Школьная библиотека

Библиотека — это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное — этот потенциал раскрыть. 

В системе информационного сопровождения педагогической деятельности важная роль отводится школьной библиотеке. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне образовательные и воспитательные функции. Цифровизация в деятельности библиотеки стоит одной из главных задач в планировании на 2019 год, поэтому нам необходимо учится, обеспечивая активное вовлечение в библиотеку нового поколения читателей, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

I. Краткая справка о библиотеке

Библиотека расположена на 2 этаже и занимает один кабинет площадью 150 м2

В библиотеке оборудованы АРМ (автоматизированное рабочее  место) библиотекаря и зоны для читателей: абонемент, зона читального зала на 20 посадочных мест, зона с 6 компьютерами для пользователей интернета.

Читальный зал библиотеки занимает помещение, смежное с абонементом библиотеки. В читальном зале находятся 10 выставочных стеллажей, освещающие важные информационные события. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Организуют работу библиотеки 2 человека. Заведует библиотекой Льдетаева М.Х,  Второй библиотекарь —Ашенова Д.Т. Оба библиотекаря с высшим педагогическим образованием .

 В библиотеке созданы условия для психологического комфорта, ощущение покоя и уюта. Оформлены красочные тематические выставки, приобретены необходимые энциклопедии, справочники, научно-популярная, методическая, художественная литература, периодические печатные издания , собран богатый накопительный материал и оформлены папки по определенным темам. Используются различные формы работы: книжные выставки, библиотечные уроки, беседы, обзоры книг, оформление стендов, викторины. Работа ведется т в тесном контакте с учителями, регулярно оказывает помощь при подборе материалов и подготовке к различным школьным мероприятиям, будь то олимпиады, научные конференции, предметные недели, открытые уроки,  классные часы, воспитательные мероприятия. Оказывается помощь в подготовке рефератов, сообщений, сочинений, научных проектов.

Занимается подборкой литературы, газетных и журнальных статей по основным направлениям воспитательной работы. К каждому школьному мероприятию оформляется книжная выставка и составляется список рекомендуемой литературы. Накоплен и систематизирован большой информационный материал по истории, краеведению, культуре , науке, искусству Казахстана, Астаны и других регионов. Ежегодно на заседаниях педагогических советов освещаются вопросы обеспеченности учащихся учебниками, сохранности фондов.

Постоянно отслеживаются различные педагогические «нововведения», идеи и эксперименты, выискивается дополнительная информация и предоставляется различного рода справочные материалы и представляется информация о них преподавателям школы. Особое внимание уделяется информационно-библиографической работе.

Устанавлены и поддерживаются связи с другими библиотеками города.

Режим работы библиотеки — 6 рабочих дней с выходным в воскресенье. Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы- лицея.

Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

— обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;

— привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

— привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

— привлечение к чтению художественной литературы

В процессе успешно ведется  работа над программой «Е-kitaphana», электронной цифровизации (занесен весь учебный фонд)

внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;

расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий.

II. Содержание и организация работы по обслуживанию читателей.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о школьной библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой школы-лицея № 59».

В целях учета библиотечно-библиографического обслуживания ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, количестве посещений, объеме книговыдач и распределении по отраслям знаний.

В библиотеке выделены следующие группы читателей :

• Учащихся 1-4 классов  — 812 человек

• Учащихся 5-7 классов – 452 человека

• Учащихся 8 — 11классов –  312 чел

• Учителей – 184

• Прочих – 20 чел.

Всего читателей: 1780 чел.

 Библиотечные показатели:

Общий книжный фонд-81383 экз

Из них:

Учебников- 73387 экз

Художественной литературы- 7518 экз

Электронные книги-348 экз

Методики- 130 экз

Количество  периодических изданий, выписанных на текущий год-16

Читателей -2530

Посещений -8278

Книговыдача- 15536

Всего в нашей школе обучаются 4020 учащихся.

Положительная динамика стала возможной благодаря поступлению в библиотеку новых изданий, а так же проводимой работе по пропаганде чтения.

Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. На графиках (рис. 3,4) хорошо видно, что наибольшую активность проявили учащиеся 1-5 и 8 классов.

Требуют повышенного внимания читатели библиотеки 9-11 классов. Дети посещают библиотеку эпизодически, по заданию учителей литературы, биологии и истории. По собственной инициативе читают малый % детей. Привлечь детей в библиотеку возможно с помощью новых изданий, и наша библиотека из года в год пополняется новой детской художественной литературой.

Желательно было бы пополнить фонд современной классической и научно-популярной литературой.

Наиболее значимыми мероприятиями, которые организовала библиотека школы, стали следующие: «Кітапты күтіп ұстайық», «Книга- лучший друг»«Оқырман қатарына қабылдау»-с целью сохранения книжного фонда и бережного обращения с книгами, ознакомительные беседы с учащимися, обзоры книг писателей-юбиляров. При их проведении эффективно используются слайд-презентации, видеоролики. Проводимые мероприятия направлены на популяризацию чтения и библиотеки, воспитание культуры чтения.

Старшие читатели библиотеки отдают предпочтение литературе по школьной программе и периодическим изданиям, однако, вне классики, читают очень мало.

Для читателей были организованы  обзор литературы, оформлены книжные выставки ко всем знаменательным датам.

Наиболее спрашиваемая литература – детская, программная художественная и периодическая.

К сожалению, из-за небольших поступлений новой методической литературы снизилась ее обращаемость. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями.  

Электронные материалы  накапливаются в фонде библиотеки, но при наличии Интернета найти нужный материал не является проблемой.

Информационно-библиографическая и справочная работа библиотеки.

Продолжается работа по формированию электронного и систематического внедрения каталогов, картотек статей.

В течение года от читателей поступают запросы различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов, сообщений и докладов к урокам, при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятии и школьных методических объединений. Но и здесь все больше и больше читатели обращаются к интернету.

В целях воспитания информационно-библиографической культуры в течение года проводятся библиотечные уроки. В течение года проводятся ознакомительные экскурсии по библиотеке для учащихся и уроки повышения библиотечкой грамотности.

Постоянно действующие книжные выставки :

«Күш- білімде»

«Мерейтой иелері»

«Абай-дара, Абай –дана қазақта»

«Алтын жүрек анамыз»

«Балаларға базарлық»

«Менің Отаным- Қазақстаным»

«Ата-баба дәстүрін сақтайық»

«Денсаулық- зор байлық»

«Жаңа кітіаптар»

Были подготовлены следующие тематические книжные выставки-просмотры с обзором книг материала и подготовлены рекомендательные списки литературы по темам.